Первые иконы в истории христианства. Происхождение иконы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первые иконы в истории христианства. Происхождение иконы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Иконоборчество в Византии

Иконография, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом большого спора в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи появилось так званное движение иконоборцев, противников икон. Иконоборцы с подозрением относились к любому священному искусству, изображавшему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконопочитатели (поклонники икон) наоборот энергично защищали место икон в жизни Церкви. Иконоборчество, возможно, возникло под влиянием еврейских и мусульманских идей, а также отражало «пуританское» мировоззрение христианства, на всех изображениях видевшее скрытое идолопоклонство.

Идеи иконоборчества были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 г. н. э. Еще одно гонение на иконы византийского императора Льва III в следующем столетии прекратилось лишь когда на престол взошла императрица Феодора, она навсегда восстановила почитание икон в 843 году, и эта победа сейчас даже отмечается как «Триумф православия».

Одним из главных поборников иконопочитания этого периода был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы размышляем о Его телесной форме, Его чудесах и Его страданиях, и мы освящены… иконы святых исполнены Духом Святым».

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Читайте также:  Можно ли продать ипотечную квартиру с материнским капиталом при разводе

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Откуда в христианстве появились иконы?

Священное Писание не содержит прямых указаний на обязательное иконопочитание для христиан. Однако церковное Предание дает нам несколько историй связанных с почитанием изображений. Первая из них – это предание о Нерукотворном Образе, лике Господа Иисуса Христа чудесно отпечатавшимся на полотенце, которое было дано для исцеления правителю Авгарю в город Эдессу. Вторая – предание согласно которому, апостол Лука написал первую икону Богородицы, которую благословила сама Пречистая. В первые века христианства изображения не были широко распространены, но не по каким-либо вероучительным причинам, а по практическим. Христиане часто подвергались гонениям, и потому часто вынуждены были менять места для богослужений. Даже частные дома, в которых проводились собрания общин, старались не выделять особым образом, чтобы не навлечь преследований.

Исключением из этого положения вещей стали Римские катакомбы, где христиане собирались часто и могли чувствовать себя в безопасности. Именно здесь мы видим первые образцы христианской живописи: фрески «Пастырь Добрый», «Христос: Альфа и Омега» и другие. Христиане хотели выражать свою веру и молитвенное состояние не только через молитвы и песнопения, но и в искусстве. Это и стало толчком к развитию первых иконописных изображений, которые отличались натуралистичностью, яркостью красок и символизмом сюжетов.

Такой стиль в иконописи преобладал и после установления христианства как государственной религии в Римской империи, и в период первых Вселенских соборов. Иконописцы того времени использовали античную технику энкаустики и пытались уже найти особый стиль в написании, который бы позволял донести до зрителя богословский смысл христианства. Уже в то время начинают оформляться первые черты иконописного канона. В 590 году Трулльский собор запретил изображать Христа символично (как ягненка или иным образом), а только как Богочеловека. К сожалению, до нашего времени дошло немного икон этого периода, поскольку большая их часть была уничтожена во время иконоборческого гонения в империи.

Движение против икон остановило развитие иконописи более чем на столетие. Однако восстановление иконопочитания Седьмым Вселенским собором в 787 году и полученное за годы споров богословие иконы явились полезными факторами для нового этапа в иконописании. Отныне икона не просто изображение, которому верующие оказывают почтительное поклонение. Икона теперь несет еще и вероучительный смысл, отражает догматы Церкви для простого народу. Эта миссия меняет и сам стиль иконописания: он становится более застылым, двухмерным и очень символическим. Складывается особый иконописный канон или правила как правильно писать иконы. Центрами иконописания становятся земли Византийской империи и Южной Италии. И если итальянская школа впоследствии была вытеснена религиозной живописью эпохи Возрождения, то в Византии иконопись развивалась в рамках канонов жанра, хотя и получая некоторое влияние со стороны общества.

На Руси первые иконописцы из славян стали появляться уже в XII веке. Это известные мастера–монахи — святые Алипий и Григорий Печерские. Постепенно к XIII веку уже почти в каждом большом городе была своя иконописная школа. Древнерусские изографы следовали канонам и в то же время добавляли к образам местный колорит. Это проявляется на русских иконах в чертах лиц Христа или Богоматери, общей стилистике оформления образа. Далее иконописание в украинских землях продолжало развиваться своим самобытным путем. Примером тому служат иконы XIII – XIV веков сохранившиеся в храмах Западной Украины, а также более поздние иконы времен казачества, которые впитали многие элементы казаческого или украинского барокко.

В XXI веке иконопись не стоит на месте, как и любое другое искусство. Современные иконописцы стараются по-новому осмыслить каноны жанра, подать их в новом, близком для современного человека свете. Ведь желание выражать свою веру в красках остается с нами. Оно всегда будет актуально для христиан нового тысячелетия также, как это было и во времена первых веков христианства.

Читайте также:  Можно ли погасить ипотеку материнским капиталом если она оформлена на мужа

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

Тоже долго задавался вопросом, можно ли чтить Христа через образ.
Затем пришло осознание, что можно.
Как бы не говорили протестанты, что икона всего лишь доска, это прежде всего образ, на котором изображен спаситель.
А протестантам советую избегать просмотра фотоальбомов, чтоб случайно не поцеловать фото умершего сына, или дочери. Это ж идолопоклонство ))

Иисус Христос призывал исследовать Писания:

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Ев. От Иоанна 5 гл).

Это правило остаётся неизменным. Иисус есть Истина, и в Писаниях содержится Истина. Почему Иисуса Христа распяли, ведь Писания свидетельствуют о Нём?! Его распяли из-за личных убеждений, которые не совпадали с тем, о чём говорилось в Писании об Истине. Убийцы Христа поставили свои убеждения выше Истины Писаний. ПЕРВОЕ:Бог строго запретил делать изображения мужчин, женщин и ангелов (воинство небесное) с целью поклонения.

В Писании существует прямой запрет на изготовление изображений мужчины, женщины, ангелов и т.д. с целью поклонения:

…15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом…
…23 Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
24 ибо Господь, Бог твой, есть огОнь поядающий, Бог ревнитель…
(Второзаконие 4 гл.)

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;
3 и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
4 работать из золота, серебра и меди,
5 резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;
6 и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе:
7 скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии,
8 и стол и принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения,
9 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его,
10 и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения,
11 и елей помазания и курение благовонное для святилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают.
(Исход 31 гл.)В Писании мы нигде не найдём отмену запрета на изготовление икон и статуй для поклонения и служения. Все домыслы со ссылками на места, где изготавливали изображения Ангелов для богослужений – это попытки лукавого совратить идущую по путям Истины душу. Евреи не пользовались этой логикой, чтобы поставить на поток изготовление изваяний Ангелов, потому как различали, что от Бога, а что – нет.

Читайте также:  Платежное поручение НДФЛ дивиденды в 2023 году

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Судьба иконописного образа

Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.

Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.

После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.

Основные вехи проникновения икон в церкви

Создание первых икон предание относит нас к апостольским временам. Первые иконы связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые фаюмские портреты).

  • · В 3 веке появилось символическое изображение Христа в виде рыб (начальные буквы фразы «Иисус Христос Сын Божий» — «ихтнос» по-гречески — складывались в слово «рыбы». Также Иисусу изображали в виде пастуха, несущего ягненка, а Святого Духа — в виде голубя.
  • · В 4 веке вводится почитание креста и святых мощей.
  • · Изображение крестов на одежде церковнослужителей.
  • · Заступнические молитвы перед святыми.
  • · Сообщения о «чудесах» у гробниц святых мучеников.
  • · Введение образов святых.
  • · Воскурение перед иконами фимиама, зажжение светильников, коленопреклонение перед образами.
  • · Почитание и фактическое обожествление икон.

Седьмой Вселенский Собор

Православные настолько настаивают на этой связи между образом и личностью, что Седьмой Вселенский Собор объявил:

Мы чтим почтенные изображения [иконы]. Мы предаем анафеме тех, кто этого не делает.

Анафема тем, кто осмеливается применять к почитаемым образам то, что сказано в Священном Писании о почитании идолов.

Анафема тем, кто отказывается с должным почтением поклоняться святым образам нашего Господа и Его благословенных святых.

Анафема тем, кто называет священные образы идолами.

Анафема тем, кто говорит, что Христиане обращаются к священным образам, как к богам.

Анафема тем, кто говорит, что любой другой избавил нас от идолов, кроме Христа, Бога нашего.

Анафема тем, кто смеет говорить, что Святая Церковь когда-либо поклонялась идолам.

Так мы все верим, и мы все единодушны, и мы все дали свое согласие и подписали наши имена в согласии. Это вера Апостолов. Это вера Отцов. Это вера Православных. Это вера, которая создала Вселенную.

Вряд ли можно сказать что-то более определённое, чем это. Согласно Восточному Православию, всякий, кто не принимает их учения о создании и почитании икон, подлежит анафеме, то есть отделению как от Церкви, так и от Бога и подлежит осуждению. Таково заявление Седьмого Вселенского Собора в 787 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *