Уведомление о невозможности удержать НДФЛ физическому лицу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о невозможности удержать НДФЛ физическому лицу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один год. Как исправить ситуацию, если, например, в июле 2021 года не удержали НДФЛ, а в сентябре этого же года заметили, при этом сотрудник работает и продолжает получать заработную плату?

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

* * *

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Возможная ответственность

По закону непредоставление информации по форме 2-НДФЛ в государственные органы считается нарушением и квалифицируется, как сокрытие сведений, которые необходимы для осуществления налогового контроля. За каждый «забытый» и не предоставленный документ налагается штраф в денежном эквиваленте.

Штрафные санкции также налагаются, если возможность удержания НДФЛ появилась до конца года, но не была выполнена.

Стоит понимать, что если налоговый агент предоставлял справку с «Признаком» 2, то это не освобождает его от подачи сведений за полный отработанный год (документ с «признаком» 1). Даже, если нет никаких новых данных и информация осталась прежней, то все налоговые отчеты о доходах физических лиц, а также о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет государства налогов обязательно требуется предоставить в соответствующие органы не позднее определенных сроков.

Государственные органы дают несколько ответов на заявления агентов в суде:

Налоговый агент не освобождается от обязанности по предоставлению информации о доходах физического лица даже при наличии отправленного сообщения о невозможности удержать исчисленный НДФЛ по той причине, что это два разных основания для того, чтобы осуществлять необходимый контроль соответствующими органами.

Организация, несмотря на предоставленное сообщение о том, что отсутствует возможность удержания исчисленных денежных средств, не предоставила основную годовую отчетность с полной информацией о суммах доходов физических лиц, в результате чего у государственных органов не было возможности осуществлять необходимые мероприятия по полному контролю.

  • Сроки подачи необходимых справок с «признаками» 1 и 2 являются разными, как и отчетный период, поэтому важно вовремя подготовить необходимые документы.

  • Все обязанности налоговых агентов по своевременному предоставлению необходимых сведений описаны в законодательстве.

  • Действующие законы не предоставляют организациям освобождение от подачи всей отчетной документации со сведениями о доходах физических лиц даже при условии подачи сообщения о невозможности удержать начисленный НДФЛ.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней

Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.

В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.

Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?

В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком «1» (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком «2» (справка представляется не позднее 02.02.2015).

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5 000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога – 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, – 650 руб.

При заполнении справки с признаком «1» в разд. 3 указывается сумма дохода – 80 000 руб., в п. 5.3 – 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога – 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога – 9 750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.

Читайте также:  Совместная и долевая собственность в чем разница при возврате налога

Примеры заполнения справок приведены на стр. 37 – 38.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?

ВажноСовет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2020 г. № 304-

ФНС России от 19 октября 2020 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.

Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5″, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, которые составляются на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.

На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.

Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.

По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.

В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.

Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через интернет-сайт ФНС России.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом.

Кому и как отправить сообщение о невозможности удержания

— в поле «Признак» указывается код 2 вместо обычного кода 1. Признак «2» означает, что справка 2-НДФЛ подается как сообщение для налоговой инспекции о том, что доход физлицу выплачен, но налог с него не удержан (п. 5 ст. 226 НК РФ);

— в Приложении «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» отражается сумма фактически выплаченного дохода, с которого не удержан налог, отдельной строкой по соответствующим кодам доходов;

в разделе 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода» указывается:

Сообщение налоговому органу направляют (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, п. 1 ст. 83 НК РФ):

После отправки в налоговый орган сообщения по форме 2-НДФЛ с признаком «2», по итогам года в общем порядке необходимо сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1» (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. 1.1 п. 1 Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

Если справку 2-НДФЛ будет сдавать правопреемник за реорганизованную организацию, то в соответствии с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, в поле «Признак» ему следует указать «4» (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).

Образец уведомления о невозможности удержать ндфл

Напомним, что налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица (ст.

207 НК РФ ).

Российские организации, ИП, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в России, от которых граждане получают любые доходы, признаются налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет за налогоплательщика (п. 1 ст. 226 НК РФ ). При этом удержание налога может происходить при выплате дохода только денежными средствами (п.

4 ст. 226 НК РФ ). На практике часто возникают ситуации, когда физическое лицо получает доход в натуральном виде.

Например, если работодатель оплатил за работника курсы повышения квалификации или подарил ему ценный подарок.

В общем случае российские организации (а также обособленные подразделения иностранных организаций в России, ИП, нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), которые являются источником получения доходов физическим лицом, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

Со следующего года, всех бухгалтеров ждет увеличение объема сдачи отчетности в связи с тем, что введена новая форма отчетности 6-НДФЛ, которая будет сдаваться нарастающим итогом с начала года, за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев и возможно даже за год.

Насчет того, какие формы отчетности сдаются за 2021 год, пока конкретно ничего не сказано.

Налоговые агенты выступают в роли посредников между налогоплательщиками – физическими лицами и государством. Они исчисляют, удерживают и перечисляют НДФЛ, ведут учет выплаченных доходов и удержанных налогов, обеспечивают сохранность документов, подтверждающих корректность данного учета.

Также налоговым агентам вменяется представлять в налоговый орган необходимую отчетность по НДФЛ и сообщать о невозможности удержать налог при возникновении соответствующих обстоятельств.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка с 2023 года в Воронеже

Согласно общему правилу, заявленному в статье 226 Налогового кодекса, в случае, если физическое лицо получает доход в результате взаимодействия с юридическим лицом (ИП, нотариусом, адвокатом, учредившие адвокатский кабинет), на хозяйствующий субъект, являющийся источником дохода, возлагаются обязанности налогового агента.

Образец уведомления о невозможности удержать НФДЛ используется работодателем или иным налоговым агентом для письменного оповещения человека (работника или контрагента) и налогового органа о том, что не предоставляется возможность удержания с доходов этого человека соответствующий налог. Подобная ситуация обычно возникает в тех случаях, когда доход выплачивается в натуральной форме (например, оплата обучения или аренды жилья) либо возникает в форме материальной выгоды. Уведомление о невозможности удержания налога на доходы физ. лиц (НДФЛ) должно быть направлено соответствующим получателям в течение одного месяца после того, как был окончен налоговый период. То есть до 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, необходимо уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с конкретного лица.

Уведомление налоговой о невозможности удержать НДФЛ, равно как и самого получателя дохода, должно быть составлено по форме по форме 2-НДФЛ.Штраф за нарушение срока сдачи 2-НДФЛ — 200 руб. за каждую справку

Направлять эту информацию следует в тот орган, где производился учет организации — налогового агента, а если речь о налоговом агенте — ИП , то индивидуальные предприниматели подают такое уведомление в инспекцию по своему месту жительства, а в отношении работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД или ПСН, — в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Сообщение физлицу рекомендуем отправить ценным письмом с описью вложения либо вручить лично и получить на копии документа расписку о получении с указанием даты вручения. Как подавать уведомление в налоговую решает сама фирма: если имеется электронные носители передачи информации, можно воспользоваться ими, если проще совершить личный визит в инспекцию, то можно выбрать такой вариант или же направить уведомление по почте. В любом случае это уведомление должно быть составлено в письменном виде и по утвержденной форме, заполнить и скачать которую можно на нашем сайте.

С этим шаблоном часто используют:

  • Акты в кадровом делопроизводстве
  • Акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве
  • Акт о принятии необоснованного решения
  • Акт по форме 4 о расследовании группового несчастного случая
  • Акт о разглашении охраняемой законом тайны

Популярные документы и процедуры:

  • Нормы права трудового договора
  • Бессрочный договор оказания услуг
  • Срочный трудовой договор с работником
  • Давальческий договор подряда
  • Акт выполненных работ по агентскому договору

На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.

Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5″, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, которые составляются на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.

На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.

Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.

По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.

В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.

Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через интернет-сайт ФНС России.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом.

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Невозможность удержать НДФЛ

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая от N 117-ФЗ (ред. 1 и. .

Рассчитанная сумма ндфл к удержанию за июль составила: (60 000 руб. . Но этим разъяснениям уже больше 11 лет, и ни в каком нормативном документе аналогичное правило так и не было прописано. Кондратьеву премию по итогам работы за год.

В подобных ситуациях компания обязана своевременно сообщить о невозможности удержать ндфл в инспекцию и самому гражданину. Порядок представления сообщений, порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания ндфл и сумме налога утвержден приказом ФНС России от 16 сентября 2011. Очевидно, что в ней придется указать ее прежние фамилию и адрес.

Компания должна представить сообщение о невозможности удержания ндфл (письмо ФНС России от БС-4-11/20951).

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Читайте также:  Платежка НДС налоговый агент в 2023 году

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.

Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?

Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».

Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.

Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:

  • нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
  • налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
  • сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
  • обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
  • действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
  • состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *