НПА в области пенсионного обеспечения и социальной защиты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НПА в области пенсионного обеспечения и социальной защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

К актам данного
уровня относятся федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, акты других органов
исполнительной власти и акты
государ­ственных внебюджетных фондов.

В число актов
законодательного уровня входят:

  1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

— Закон РФ от 12
февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсион­ном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожар­ной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотиче­ских средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей» (далее — За­кон о пенсионном
обеспечении военнослужащих);

  • Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О вы­плате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жи­тельство за пределы Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении);
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации»;
  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — За­кон о трудовых пенсиях)
  1. законы, регламентирующие предоставление пособий:

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  1. законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.;
  1. законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:

  • Участвовавших в ВОВ;
  • Военных;
  • Космонавтов;
  • Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.

Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.

Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:

  • ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
  • ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников

Конституция РФ в регулировании социальной защиты населения

Вопросы социальной политики в области формирования нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты населения, решаются на уровне государственных органов власти, а реализация принятых законов, указов, программ и других решений, возлагается на муниципальные органы власти. В связи с чем, особенности и эффективность оценки проводимой социальной политики в области обеспечения социальной защиты населения органами муниципальных образований, приобретают высокую значимость. Именно от реализации социальной политики, от качества организации социальной защиты населения, зависит социально-экономическое положение малообеспеченных слоев населения, их уровень жизни, а также возможность быть полноценным членом общества в существующих экономических реалиях.

Основным нормативно – правовым актом, закрепляющим социальный статус нашей страны, как уже отмечалось ранее, является Конституция РФ. Помимо основного Закона страны, правовые положения, регулирующие отношения в области социальной защиты населения, в том числе на уровне муниципальных образований, являются большой ряд Кодексов и законов, определяющих права и обязанности граждан в социальной сфере.

Региональное законодательство в области социальной защиты населения

На уровне органов власти субъектов федерации, также принимаются различные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения в области организации и осуществления социальной защиты населения на территории муниципальных образований, так в Кемеровской области к таким нормативно-правовым документам можно отнести:

  • Закон Кемеровской области №25 от 14.02.2005 «О социальной поддержке инвалидов»;
  • Постановление Коллегии АКО от 14.05.2013 №200 О создании областной комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Кемеровской области;
  • Распоряжение Коллегии АКО от 12.07.2016 №275-р Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Кемеровской области, ответственных за реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы и комплексной;
  • Распоряжение Коллегии АКО от 15.05.2013 №389-р О мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и другие.

Список нормативных правовых актов

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии. Глава 3. Трудовая пенсия по старости. 3.1. Понятие трудовой пенсии по старости. 3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости. 3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости. 3.4. Размеры трудовых пенсий по старости. 3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ) 3.4.2.

В рамках информационной системы формируется банк данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии. Глава 3. Трудовая пенсия по старости. 3.1. Понятие трудовой пенсии по старости. 3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости. 3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости. 3.4. Размеры трудовых пенсий по старости. 3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ) 3.4.2.

Пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в части 2 настоящей статьи, а также граждане.

Правительства России от 1 марта 1992 г. N 130. Указание Минсоцзащиты России от 25 июня 1992 г. N 1-45-У.

Классификация международных нормативных актов

Статья 15 Конституции РФ гласит, что признанные всеми нормы и принципы международного права, как и международные договоры РФ, включены в состав правовой системы. Любой международный договор обладает приоритетом перед нормативно-правовыми актами РФ, если они вступают в противоречие. Гражданские права и свободы в России признаны и гарантируются в соответствии с общими принципами и нормами международного права.

Замечание 1

По этой причине в международном праве общепризнанные принципы и нормы, как и международные договоры имеют огромное значение в правовом регулировании соц. обеспечения в РФ.

В первую очередь рассмотрим классификацию международных нормативных правовых актов (НПА), с помощью которых регламентируется социальное обеспечение. Она осуществляется в соответствии с различными основаниями. В зависимости от юридической силы НМА международного типа могут определяться постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в 8 пункте которого указано, что правила действующих международных договоров РФ, согласие на обязательный статус которых принят в форме федерального закона, находятся в приоритете, если использовать их в отношении законов нашей страны. Правила действующих НПА, сформированных на международном уровне и согласие на обязательность которых не предусматривается соответствующим федеральным законом, обладают приоритетом в использовании по отношению к подзаконным НПА, издание которых осуществил определенный орган государственной власти (например, НПА Президента РФ или Правительства РФ).

Замечание 2

Международные договоры в соответствии с вышесказанным можно разделить на те, которые обладают приоритетом перед ФЗ и те, которые имеют приоритет перед подзаконными НПА.

В соответствии с субъектно-территориальной областью действия международные НПА классифицируются на 4 группы:

  1. Универсальные международные НПА, которые принимает ООН (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года);
  2. Акты специализированных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Международную организацию труда;
  3. Региональные акты, которые заключены в рамках Совета Европы (СЕ), СНГ;
  4. Договоры и соглашения РФ двустороннего характера, заключенные на международном уровне.
Пример 1

НПА, которые входят в первую группу, рассматриваются на примере Всеобщей декларации прав человека. Она провозглашает право любого человека обратиться за соответствующим социальным обеспечением, закрепляя принципы его предоставления. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, также входящий в первую группу документов, признает право для каждого человека на социальное обеспечение, включая гарантии его достаточного жизненного уровня.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин рассматривает права любой женщины на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, на обслуживание, необходимое в период беременности и родов, а также в послеродовой период. Она предусматривает обязательную выплату семейных и других пособий социального характера.

Конвенция ООН о правах ребенка отмечает наличие прав для каждого ребенка, который может воспользоваться наиболее современными услугами системы здравоохранения, благами, предусмотренными системой социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов закрепила в своем тексте понятие «инвалид», включая права этой группы граждан на медицинское лечение, соответствующий уровень жизни, восстановление здоровья и общественного положения.

Социальная защита граждан и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всей системы прав человека и его основных свобод закрепляет Конвенция ООН о правах инвалидов. Ее целью является закрепление принципа уважения человеческого достоинства, свободы выбора самостоятельности и независимости; отсутствия дискриминации. В соответствии с положениями Конвенции любой человек должен полностью и эффективно вовлекаться и включаться в общество; должно быть уважение к особенностям инвалидов и принятия их как компонента общества. Также она предусматривает равные возможности; доступность; равенство между мужчинами и женщинами; уважение развивающихся способностей детей инвалидов и уважение их прав на сохранение собственной индивидуальности. Также Конвенция налагает на страны-участники обязанность обеспечения и поощрения полной реализации всех прав человека и его основных свобод для всех инвалидов без наличия дискриминации по признаку инвалидности, государства должны принимать необходимые для этого законодательные, административные и прочие меры с целью осуществления инвалидами собственных прав. Ими должны быть приняты все требуемые меры, включая законодательные, для того, чтобы изменить или отменить существующие законы, постановления, обычаи и устои, являющиеся в отношении инвалидов дискриминационными.

Читайте также:  Как не платить налог с продажи квартиры менее 3 лет в собственности при продаже
Замечание 3

Защиту и поощрение человеческих прав важно учесть во всех стратегиях и программах, осуществляя и поощряя исследовательские и конструкторские разработки, способствуя наличию и использованию новых технологий и средств, которые облегчают мобильность, устройств и ассистивных технологий и подходят для инвалидов. В первую очередь внимание должно быть уделено недорогим технологиям, а инвалидом должна быть предоставлена доступная информация о подобных средствах и устройствах.

В 1991 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Резолюция, включая «Принципы в отношении пожилых людей». Их основная цель состояла в формировании полнокровной и полноценной жизни для лиц преклонного возраста, включая:

  • независимость (доступ к качественным продуктам и воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию, возможность работать или вести другую деятельность, которая приносит доход, и др.);
  • участие (вовлеченность в общественную жизнь, разработка и осуществление политики, которая напрямую способна затронуть их благосостояние, передача опыта и знаний молодежи и др.);
  • уход, который может предоставляться семьей и обществом в соответствии с системой культурных ценностей, принятых в этом обществе;
  • реализация внутреннего потенциала;
  • достоинство (формирование условий, которые дают возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаясь эксплуатации и насилию).

Международные НМА первой группы не только закрепляют право людей на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование. Они формируют и устанавливают уровень жизни, который должен быть гарантирован человеку. По сути он является тем социально-минимальным уровнем, включающим в себя все то, что требуется для обеспечения здоровья и благосостояния. Наряду с этим, НПА данной группы включают все социальные риски, защиту от наступления которых гарантирует (должно гарантировать) государство.

Договоры и соглашения РФ двустороннего характера, заключенные на международном уровне

Прежде чем рассматривать эту группу НПА, важно вернуться к положениям Конвенции МОТ, которая касается равноправия граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения. С ее помощью было сформировано 2 принципа, являющиеся основной двусторонних договоров и соглашений. Один из основных вопросов социального обеспечения, который нуждается в регламентации, состоит в финансировании. Так, ст. 7 Конвенции устанавливает положение, в соответствии с которым по взаимному соглашению заинтересованных стран затраты по выплате пособий инвалидам, пенсионерам и лицам,потерявшим кормильца, должны распределяться между участниками или выплачиваться тем участником, на территории которого получатели проживают.

Замечание 10

Другими словами, этот принцип можно назвать принцип территориальности (пропорциональность).

Основным отличием соглашений, которые построены в соответствии с принципом территориальности, является то, что они заключаются с целью предоставления любого вида социального обеспечения, включая страховое и не страховое, согласно законодательству страны, где проживает гражданин. На основе этого Соглашения заключались и несколько соглашений:

  • в 1960 году Соглашение СССР и Румынской Народной Республики «О сотрудничестве в области социального обеспечения»,
  • в 1962 году Соглашение СССР и Венгерской Народной Республики «О сотрудничестве в области социального обеспечения»,
  • в 1993 году Соглашение Правительства нашей страны и Правительства Украины «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств» и с Правительством Республики Беларусь «О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, которые работают на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории РФ» и др.

В соответствии с принципом пропорциональности в 1994 году был заключен Договор нашей страны и Королевства Испания «О социальном обеспечении». Тенденция заключать договора, построенные по принципу «пропорциональности», сохранилась и далее. Так, в 1999 году было заключено Соглашение Правительства нашей страны и Правительства Литовской Республики «О пенсионном обеспечении», включающее положение об обязанности Стороны осуществить подготовку к подписанию не позже 1 января 2005 года новой редакции Соглашения, в основе которой должен лежать принцип распределения расхода на выплату пенсий в соответствии с продолжительностью страхового (трудового) стажа, который был приобретен лицами, указанными в этом Соглашении, на территории страны каждой из Сторон.

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.

Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;

3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;

4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;

5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.

Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца назначается в тех же случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;

Читайте также:  Правила выплат по ОСАГО в 2023 году

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

По общему правилу трудовые пенсии назначаются со дня обращения за пенсией в соответствующий пенсионный орган. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается по общему правилу назначения трудовых пенсий, но при этом законодательство устанавливает одно исключение, в соответствии с которым трудовая пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена ранее дня обращения за пенсией, а именно со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. При этом члены семьи решают, с какого дня будет назначена пенсия – со дня смерти кормильца или со дня обращения за пенсией.

Правовые основы пенсионного обеспечения в рф

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов стали действовать следующие тарифы (ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

— Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. Пунктом 2.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше – 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов – накопительной части;

— Фонд социального страхования РФ – 2,9 процента;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 процента;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.

Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.

Анализ нормативных правовых актов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

30 ноября 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,

от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ,

от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ,

от 18.07.2009 N 187-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009),

от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.03.2011 N 43-ФЗ,

от 03.05.2011 N 94-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 28.11.2015 N 358-ФЗ,

с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ

от 11.05.2006 N 187-О, Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

В 2018 г. добавлена еще одна категория получателей соцпенсии: дети, чьи оба родителя не были установлены. К ним относятся несовершеннолетние и лица старше 18 лет, обучающиеся очно в ОУ, но не дольше, чем до 23 лет. Их пенсия так же равна 10360,52 руб.

С апреля 2019 года размер социальных пенсий был проиндексирован на 2%.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!


  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)
  • Дата публикации 20.04.2015
  • Раздел Социологические науки
  • УДК 349.3

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Глава 3. Трудовая пенсия по старости

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

Законодательство в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан

Из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом — задача весьма непростая.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой — к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 — это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования — основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой — дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Читайте также:  Транспортный налог для ветеранов боевых действий в Москве в 2023 году

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль — законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.

Право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма — статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Определяющее значение для развития социального законодательства имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

До 1990 г. законодательство о социальном обеспечении было единым для всего СССР. На уровне союзных республик, в том числе и РСФСР, самостоятельно регулировались лишь некоторые второстепенные вопросы этой сферы. С конца 1990 г. в России начался новый этап развития российского законодательства о социальном обеспечении. 20 ноября 1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В 1993 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В последнее десятилетие в сферу действия права социального обеспечения были включены новые категории граждан и новые виды социальных страховых рисков В этой ситуации законодательная деятельность Государственной Думы в течение всех трех созывов была направлена на урегулирование следующих отношений.

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

Источник ПСО (форма права) — это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм, регулирующих отношения, входящие в предмет ПСО. К числу источников ПСО относятся: нормативные правовые акты и нормативные правовые договоры.

Можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:

1) по юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие;

2) по видам социального обеспечения источники делятся на регулирующие пенсионное обеспечение, о социальных пособиях и компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о медицинской помощи и лечении, о социальной реабилитации и пр.;

3) в зависимости от источника финансирования тех мероприятий, которые регулируются соответствующими источниками: источники, которые регулируют социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования (государственных внебюджетных фондов) либо за счет бюджетных средств;

4) по действию в пространстве источники ПСО делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые и др.), отраслевые, муниципальные и локальные;

5) по кругу лиц. Данная классификация показывает, на кого распространяется действие норм соответствующих источников. Выделяются источники, регулирующие отношения по социальному обеспечению пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, государственных служащих, военнослужащих, иных категорий граждан.

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

1) Особое место среди источников ПСО занимает Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой в Российской Федерации и является актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения. В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.

Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2) Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Как источник ПСО общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет перед ее законодательством и иными источниками ПСО.

Нормы международного права, касающиеся социального обеспечения, в частности, со-держатся в:

— Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 г.;

— Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.;

— Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;

— Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

— конвенциях Международной организации труда. Например, Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

Среди международных договоров в сфере социального обеспечения можно назвать, например, Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения».

В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения:

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован-ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

— о социальных пособиях и компенсационных выплатах:

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в ред. от 10.01.2003 «О занятости населения в Российской Федерации».

— о социальном обслуживании:

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

— о медицинской помощи и лечении:

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

К данной группе источников ПСО относятся также законы субъектов РФ. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта федерации.

4) подзаконные акты:

Подзаконное регулирование также имеет большое значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.

Подзаконные акты – нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»

Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Например, Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *